На ниве военного дела

Александр Андреевич Андронов - из той когорты кадровых военных, которые, образно говоря, равно владеют и штыком, и пером. Имея за плечами 29 лет службы в армии, окончив Ульяновское гвардейское танковое училище и Академию бронетанковых войск, имея блестящий послужной список и массу наград, он, после выхода в отставку, активно занялся пропагандой военно-исторических знаний, сначала войдя, как лектор, в информационную группу Ульяновского областного совета ветеранов войны и труда, а затем, с 2005 года, возглавив ее. Он руководил группой пятнадцать лет. Ее деятельность была высоко оценена как на региональном, так и федеральном уровне, подтверждением чему служат многочисленные дипломы и благодарственные письма различных государственных и общественных организаций. При этом, на протяжении 2002-2009 годов он параллельно возглавлял совет ветеранов и выпускников Ульяновского танкового. Как он при такой загрузке взялся за титанический труд - написать книги как исторические летописи об истории и становлении родного училища, о своих командирах и товарищах, ульяновцах-героях, о боевом пути Советской Армии, о задачах и проблемах получения качественного исторического знания как основы патриотического воспитания молодежи - ведомо только ему самому. Были изданы десять книг. Шесть из них посвящены Ульяновскому танковому училищу, его истории, его наставникам-командирам и выпускникам, внесших заметную лепту и в разгром фашистских войск, и в последующее укрепление обороноспособности Советской Армии. Работа, проделанная Александром Андроновым, являет собой уникальный пример скрупулезности, аккуратности, терпеливого сбора и обработки огромного массива информации, касающейся всех причастных к истории Ульяновского гвардейского высшего командного танкового училища. Но автор не остановился на этом и подготовил к изданию и выпустил еще четыре книги. Три из них имеют общее название "Страницы патриотической истории родного края". И завершающая, десятая - "Чтить предков с открытым сердцем". Тот, кто имел возможность ознакомиться с трудами Александра Андреевича Андронова, мог в полной мере оценить характер и сложность задачи, которую поставил себе автор, считая это своим гражданским долгом. Нижеприводимая статья Андронова дает лишь краткое представление о его понимании гражданского долга, высшим проявлением которого является служение Родине.

А.В.Щербаков, пресс-секретарь Ульяновского областного совета ветеранов

А.А.Андронов. Быть патриотом - значит любить Родину.

Патриотическое воспитание населения страны и особенно военно-патриотическое воспитание молодежи всегда было в центре внимания отечественной государственной политики. И это не случайно, так как само понимание патриотизма представляет собой одно из высших, наиболее значимых чувств, являющихся эффективной побудительной силой, реализующейся в процессе активной социальной деятельности в интересах общества, на благо Отечества.

Патриотизм как явление социальной действительности не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных его сфер условия, основы для единения граждан, социальных групп и т.д., составляющих структуру этого общества.

Наиболее полным проявлением патриотизма выступает служение Отечеству, связанное с обеспечением его защиты. Отсюда определяется цель военно-патриотического воспитания по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Для достижения этой цели требуется выполнение целого ряда задач, одной из главных является развитие и воспитание у молодежи заинтересованного отношения к военной службе. В последующем при прохождении действительной военной службы эта заинтересованность будет способствовать формированию нравственно-правовых норм поведения военнослужащего, закрепленных в присяге, уставах и объединенных общим понятием "воинский долг".

Армия - это не просто вооруженные отряды. Армия - прежде всего идея, моральная категория. Для русского, советского офицера, солдата тяготы воинской службы всегда облегчались сознанием своего долга, верности присяге, чувством чести и достоинства защитника Отечества. Без духовного смысла ратного труда армия исчезает - остаются лишь вооруженные формирования неопределенного статуса.

Приходится сожалеть, что пересматривается система комплектования армии по принципу всеобщей воинской обязанности, как это всегда делалось в России. А ведь отказ России от этого принципа - давнишняя мечта многих ее недоброжелателей. Расчитывая на победу в войне 1904-1905 годов, японское командование вместе со со своими советниками планировало при заключении мирного договора с Россией заставить ее включить одним из пунктов отказ от существовавшего принципа комплектования армии, разрешить ей содержать немногочисленную наемную армию, тем самым освободить мир от угрозы "русского медведя".

Организационный и педагогический опыт недалекого прошлого говорит, что там, где на достаточно высоком уровне проводилась работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи, результаты были налицо - в районах области не было "отказников", т.е. уклоняющихся от призыва на военную службу, а в школьных классах до 80 процентов мальчиков стремились поступать в военные училища с целью овладеть военной профессией. К сожалению, упадок авторитета армии, снижение уровня военно-патриотического воспитания молодежи, а иногда и отказ от нее привели к тому, что юноши стремятся поступить в военные училища для получения бесплатного образования без намерения служить в рядах Вооруженных Сил в дальнейшем.

Надо сказать, что УГВТКУ имени В.И.Ленина в годы Великой Отечественной войны было первым и единственным военным училищем Вооруженных Сил СССР, которому было присвоено высокое звание "Гвардейское". И было за что! 22 июня 1941 года, в первые часы после нападения на нашу страну, все командиры подразделений и все курсанты училища подали рапорты с просьбой направить их в действующую армию. Был сформирован танковый батальон из добровольцев под командованием капитана Н. Короткевича. 27 июня, через пять дней после начала войны, батальон убыл на фронт и вскоре участвовал в боях в районе города Лепель (Белоруссия). Всего за годы войны училище произвело 35 выпусков, подготовив для фронта девять тысяч офицеров-танкистов. За беспредельное мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 77 выпускникам училища было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, а выпускник училища, командир танковой бригады гвардии полковник И. Бойко был удостоен этого звания дважды.

Учитывая ограниченный объем публикации, приведем другой пример из книги А.Андронова "Вся жизнь - служение Отчизне", показывающий, как в мирное время офицеры и курсанты училища приумножают боевую славу и замечательные традиции своих предшественников.

"...На строительстве высоковольтной линии электропередачи Куйбышевская ГЭС-Москва прекратились работы, не было конструкций. Причина - в декабре 1955 года стояли тридцатиградусные морозы, часто бушевали бураны. Густой снег, падавший несколько дней подряд, завалил дороги, сделал их непроходимыми. Создалось критическое положение. От сроков строительства ЛЭП зависел пуск первых агрегатов Куйбышевской ГЭС. На помощь монтажникам пришли танкисты-гвардейцы. Командование училища выделило два тяжелых тягача. Они предназначались для расчистки дорог и подвоза срочных грузов к трассе. Важное государственное задание выполняли капитан Солдатов, старшины сверхсрочной службы Стенин и Слепухин, младший сержант Фомин и ефрейтор Сысолятин.

Пробиваясь вдоль трассы через заснеженные поля, гвардейцы двигались сутки, вторые. Но тут случилось непредвиденное. Преодолевая небольшую речку, тягач старшины Слепухина проломил лед. Водитель, включив заднюю передачу, попытался выбраться вспять. Однако машина стояла неподвижно. Гусеницы поднимали вокруг стального корпуса водяные вихри. На выступающих из воды частях тягача мгновенно намерзал лед. Не удалось сдвинуть машину и вперед. Тягач сел днищем на лед, гусеницы не доставали до дна.

Вскоре мотор заглох. Ледяная вода пробивалась в тягач, залила аккумуляторы, подбиралась к сиденью. Что делать? Решили буксировать машину другим тягачом. Но и это не дало результата. - Попробуем спасти машину методом самовытаскивания - решил капитан Солдатов. Для этого потребовалось зацепить трос за гусеницу под ведущим колесом. Однако дело осложнялось тем, что крепить трос к гусенице надо было подо льдом, в невыносимо холодной воде.

- Сделаю это я! - решительно заявил ефрейтор Сысолятин и, обращаясь к офицеру: разрешите мне, товарищ капитан...

Офицер одобрил решение. Сысолятин добрался до полыньи, набрал в легкие воздух и прыгнул в дымящуюся от мороза ледяную воду. Танкист нащупал рукой гусеницу машины, подвел к ней серьгу. Но палец никак не входил в отверстие гусеницы.

- Молоток! - крикнул он товарищам, приподнявшись над водой. Окоченевшими от холода руками Сысолятин взял молоток, опустил его в воду и, что было силы, ударил по стальному пальцу. Палец прочно вошел в отверстие. С помощью товарищей Сысолятин вылез на лед и быстро переоделся в сухую одежду и запасную шубу.

Старшина Слепухин пробрался в машину. Вода уже заливала сиденье механика-водителя. Сев в воду, механик нажал кнопку стартера. Мотор не откликнулся. Он пробовал завести двигатель сжатым воздухом. Однако воздуха не хватило. Вал провернулся, но мотор молчал. Нужно было принести запасной баллон с воздухом. Младший сержант Фомин, взяв два запасных баллона с воздухом, пробрался к тягачу. Подменив Слепухина, Фомин вытащил баллон с израсходованным сжатым воздухом, поставил новый и завел двигатель. Добавилась сила тяги и затонувшая машина стала медленно выползать на берег. Тягач был спасен."

Печатается по материалам книги "Вся жизнь - служение Отчизне". Автор-составитель А.А.Андронов. Изд-во "Корпорация технологий продвижения", Ульяновск, 2014.