В зале аншлаг. Для каждого пришедшего приготовлен презентационный набор - папка-буклет, красочный альбом, цветной блокнот, ручка, программа в отличном полиграфическом исполнении,  свежий номер "Православного Симбирска". Сразу чувствуется крепкая организационная работа ряда структур, в первую очередь отделов Симбирской митрополии. Ведет пленарное заседание Его Высокопреосвященство Лонгин, Митрополит Симбирский и Новоспасский. На сцене также заместитель Губернатора Александр Коробко, епископ Барышский и Инзенский Филарет, ректор УлГПУ им. И.Н.Ульянова Игорь Петрищев. После краткого вступления, Митрополит предоставил слово Александру Коробко. Александр Михайлович зачитал приветствие Губернатора  Алексея Русских. От его имени последовало вручение Почетных грамот - Светлане Корш, педагогу-организатору Ульяновского городского лицея при УлГТУ, Наталье Романовой, учителю русского языка и литературы, Наталье Фроловой, учителю изобразительного искусства многопрофильного лицея Димитровграда. 

    Выступление Митрополита Лонгина было и обзором, и размышлением, и постановкой вопросов, которые принято называть вечными. Он коснулся роли русской православной церкви в победе над фашизмом. При том, что "... вскоре после октябрьского переворота 1917 года,началась война государства с Русской православной церковью. Ставилась задача ее полного уничтожения. К началу Великой Отечественной войны государственный аппарат Советского Союза методично двигался к этой цели уже более двух десятилетий. Церковь лежала в руинах. Из сорока тысяч православных храмов к 1941 году осталось около ста действующих. В Москве до революции было более 460 храмов, осталось 15. В Ульяновске было сорок храмов, к началу войны остался один. Но и его осенью сорок первого закрыли... неизвестно даже точное число служителей церкви, расстрелянных и сосланных в лагеря с 1918 по 1941 год. К началу войны  в стране на свободе оставалось четыре епископа и менее ста священнослужителей..." Но на таком неблагоприятном фоне церковь с первых дней войны оставалась с народом, - подчеркнул докладчик. - "22 июня 1941 года Митрополит Московский и Коломенский Сергий Страгородский обратился к пастырям с посланием, основным лейтмотивом которого было не посрамить Отечество, выступить на его защиту. Власть поняла важность веры, ее объединяющее начало. В 1942-1948 годах часть храмов была возвращена верующим, священнослужителей освобождали из лагерей и возвращали из ссылок. Оставшиеся храмы переполнились молящимися, в основном это были женщины. Они день и ночь молились за родных, братьев и отцов, за спасение Отечества. В октябре 1941-го властями было принято решение об эвакуации из Москвы руководителей патриархии во главе с местоблюстителем патриаршего престола Митрополитом Сергием Страгородским. Первоначально местом прибытия планировался Чкаловск (ныне Оренбург), но в дороге Митрополит заболел и поезд был направлен в Ульяновск, куда прибыл 15 октября. Говорят, ничего не бывает случайно, - сказал докладчик, - наверное это был промысел Божий, чтобы патриархия оказалась на родине вождя и организатора русской катастрофы. Митрополита разместили в бывшем католическом костеле, единственном пригодном к тому времени строении для размещения и служб. Он был освящен как Патриарший Казанский собор, в честь почитаемой на симбирской земле Жадовской Казанской иконы Божией Матери. Здесь, в Ульяновске, Митрополит Сергий написал и опубликовал ряд посланий русскому народу, в том числе христианам оккупированных областей и осажденной Москвы, с призывом о помощи фронту. Был организован сбор средств, которые позволили сформировать танковую колонну и авиационную эскадрилью. Это немного в общем объеме, но надо учитывать практически полный разор церкви. Ранее состоялась встреча в Кремле Сталина и Митрополита Сергия, - в ночь с 4 на 5 сентября. Церковь получила разрешение открывать духовные школы, издавать богословскую литературу. Важным было решение провести избрание предстоятеля Русской православной церкви. Восьмого сентября состоялся архиерейский собор, первый после 1918 года. На нем Митрополит Сергий был избран Патриархом Всея Руси. И опять же, - подчеркнул докладчик, - период оттепели был совсем недолгим. Союз воинствующих безбожников, который к началу сороковых планировал упразднить последнего попа, продолжал свое дело. Но в годы войны, несмотря на десятилетия насильственно насаждаемого атеизма, русские люди щли на фронт с материнским благословением, крестиком или девяностым псалмом, зашитым в гимнастерку. Церковь вместе с народом делала всё, чтобы приблизить Победу, несмотря на то, что сама она понесла огромный материальный и человеческий урон. И победили в этой войне не большевизм, не советская идеология. Россия, вопреки всему, не утратила своих глубинных духовно-нравственных корней, не потеряла того лучшего, что всегда было в русском и других народах, населяющих ее просторы. Она в этой страшной беде сумела собрать все свои силы, проявить невероятное мужество, любовь к своим ближним и своей земле, великую жертвенность и терпение. Дело в том, что эти замечательные человеческие качества не появляются сами собой, не прививаются извне какими-то мерами, они были воспитаны в нашем народе за тысячелетний христианский период. Надо помнить, что еще многие десятилетия после октябрьской революции власть пользовалась потенциалом, накопленным в дореволюционной России... если говорить о человеческом потенциале, это были люди, воспитанные в христианстве, которое вошло в плоть и кровь, проявлялось в отношении к себе, ближним, своему делу, своему Отечеству. Еще несколько лет назад многим казалось, что уроки той войны и победы имеют для нас лишь историческое, сугубо теоретическое значение. Это неправда. Они имеют самое прямое отношение к сегодняшней жизни каждого человека, определяют способность народа к самостоянию в непростые периоды истории, разного рода кризисы и военные столкновения, которые в мире происходят регулярно. Вот и сегодня, на исторических землях святой Руси ведутся военные действия, гибнут люди. Это трагедия. И у нее есть свои причины. Государственное образование, которое выросло на месте братской Украины, возникло в том числе и потому, что существовало движение по пересмотру итогов Великой Отечественной войны, превозносились лидеры бандеровских формирований. И буквально за несколько десятилетий стала господствующей идеология, которая привела к катастрофе. Сегодняшним воинам, нашим защитникам нужна помощь, как и тогда. И все приходы нашей епархии оказывают ее как делом, так и совместной молитвой Богу о победе и мире на нашей земле. Что же касается нынешнего российского общества, крайне необходимо внутреннее единение, духовное укрепление, бережное отношение к своей истории и духовной культуре. И, в то же время, трезвый взгляд на нравственное состояние современного человека. Именно этому посвящены наши ежегодные образовательные чтения. Их цель не меняется с годами, и она такова: благодаря доброму соработничеству Русской Православной церкви и научного, культурного, образовательного сообщества нашего региона, вновь открыть для наших современников глубины отечественной духовной традиции, российской истории. Весь опыт Русской Православной церкви весь действительный опыт каждого, кто старается жить по Евангелию, говорит только об одном: только человеческая жизнь на основе заповедей Христовых становится полной и счастливой, народ внутренне сильным, страна благополучной и самостоятельной. И мы хотим поделиться этим опытом. Благодарю всех Вас за труды, за участие в Рождественских образовательных чтениях и от души желаю помощи Божией. Спасибо".

     По окончании выступления Митрополита прошла процедура вручения архиерейских грамот и благодарственных писем за активную плодотворную работу. Их получили протоиерей Сергей Жуков, директор воскресной школы в честь иконы Казанской Божией матери села Богдашкино, иерей Николай Суслов, директор воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы села Полдомасово, педагог храма Живоначальной Троицы  города Новоульяновска Елена Маслова, помощник руководителя отдела религиозного образования и катехизации Симбирской Епархии по взаимодействию с воскресными школами Ксения Гасникова. 

     В последующем выступили депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Василий Гвоздев, ректор Ульяновского государственного педагогического университета, председатель Ульяновского отделения военно-исторического общества Игорь Петрищев, муфтий, председатель регионального духовного Управления мусульман Ульяновской области Ильдар Хаджи Сафиуллин, доктор исторических наук, член научного Совета Российского военно-исторического общества Григорий Герасимов, заместитель директора по научной работе ГАУК  "Исторический парк "Моя Родина" Саратовской области Ольга Гришанина, диакон Илия Кокин, иерей Павел Князькин, иерей Максим Плякин и директор Центра документации новейшей истории Ульяновской области Андрей Пашкин.

       Работа секций продолжалась в оставшиеся дни недели на различных площадках.

Александр ЩЕРБАКОВ

Фото автора

Long 2Long 3Long 4Long 5Long 6Long 7Long 8Long 9Long 10Long 11Long 12Long 13Long 14Long 15Long 16Long 17Long 18